Они нас не слышат… Как учат глухих и слабослышащих детей

Они нас не слышат… Как учат глухих и слабослышащих детейФотография Pro Города

Корреспондент Pro Города побывала в рязанской школе-интернате

Человеку с нормальным слухом невероятно трудно представить, как живут глухие и слабослышащие люди. Мы видим их иногда на улице - оживленно жестикулирующими, непонятными, другими. У них свой, малопонятный для посторонних, мир… У праздного наблюдателя возникает ощущение, что этот мир закрыт для посторонних и полностью отличается от того, где люди живут в окружении звуков.

На самом деле это, конечно, не так. Люди с ограниченным слухом такие же как мы с вами, просто их общение с окружающим миром происходит иначе. Мы решили немного приоткрыть мир слабослышащих людей и рассказать о том, как они адаптируются в жизни еще со школьной скамьи. Рассказываем о том, как работают с детьми учителя рязанской школы-интерната №18 и о том, с какими сложностями им приходится сталкиваться.

Трудности перевода: - Хватит мне лапшу на уши вешать!

На первый взгляд школа-интернат ничем не отличается от обычной: стены коридоров аккуратно выкрашены в светлые тона, повсюду развешаны информационные стенды, а на подоконниках стоят горшки с цветами. Главное отличие от обычной общеобразовательной школы только в одном - здесь непривычно тихо. Даже на переменах никто не носится по коридорам и не кричит – ребята стоят небольшими группами по четыре-пять человек и активно жестикулируют.

Здание поделено на два блока: школа, где проходят занятия, и непосредственно интернат, куда дети приходят после уроков. Ребят, которые живут в Рязани, родители забирают около пяти часов вечера, после «продленки». Ну а те, чей дом находится в каком-нибудь районе Рязанской области, уезжают домой только на выходные. Учатся здесь на два года дольше, чем в обычных школах - некоторые ребята выпускаются в 20 лет. Программа обучения, в общем-то обычная: читают «Войну и мир», «Онегина» и все прочее, что должен прочесть каждый российский школьник. Правда, произведения приходится немного сокращать и упрощать, чтобы детям было легче понять их смысл. Русский язык, на котором говорят и думают слабослышащие люди, несколько отличается от того, к которому привыкли мы.

- Им очень сложно даются метафоры, идиомы и речевые обороты, - рассказывает учитель Русского языка и литературы Алла Шурмистова, - вот, например, недавно подходит ко мне девочка-старшеклассница, показывает телефон и спрашивает: «Как понять то, что там написано?». А в телефоне у нее сообщение: «Хватит мне лапшу на уши вешать». Я ей объясняю: «Это значит, что ты обманываешь». Но она просто не может понять, как связать эти два слова – «лапша» и «уши», и почему это означает «врать».

Алла Дмитриевна преподает в этой школе Русский язык уже более 20 лет. Работать сюда она пришла после обычной общеобразовательной школы. Признается, что первое время было непросто.

- Вот вам сейчас немного не по себе, - говорит она, поймав мой растерянный взгляд, - точно так же я себя чувствовала первые несколько месяцев. Вроде бы все нормально, но как-то неловко… Не по себе, иначе не скажешь. А потом привыкла, и уже не мыслю своей жизни без этих детей.

«Все, как у всех»

Изучение языка, безусловно, дается глухим и слабослышащим детям тяжело, но они справляются.

- Вот представьте, что вы стоите за дверью и пытаетесь подслушать чей - то разговор. Вы слышите обрывки слов, иногда – когда особенно повезет – целые фразы. Но в основном, все сливается в один монотонный звук, - поясняет Алла Дмитриевна, - Примерно так себя чувствуют и слабослышащие люди. 

И при этом они живут вполне обычной жизнью: водят автомобили, работают, путешествуют, и даже ходят на дискотеки.

- Знаете как ребята устраивают дискотеки?, - продолжает Алла Дмитриевна, - Они ставят динамики на пол, чтобы по вибрации определять ритм музыки, и танцуют. Как нужно двигаться, они знают, видели. Даже на свадьбах у них и конкурсы, и тамада… Все, как у всех. Вообще, для глухих людей очень важна «обложка»: они любят красивую одежду, косметику, хорошие автомобили и так далее. Они воспринимают мир глазами.

- При этом большинство глухих придерживаются традиционных ценностей, - подключается к разговору еще один педагог Наталья Чернышова, - Все должно быть так, как положено: учеба, работа, семья, дети. Мыслят очень определенно, и даже немного шаблонно, без полутонов. Но в этом их защита и даже сила.

«Родители испытывают чувство вины»

Как говорят педагоги, слабослышащим детям из семей, где родители тоже глухие, расти немного проще – эти дети более приспособлены. Родители знают, как с ними общаться, и знают, как научить ребенка жить в мире, где остальные люди слышат.

- Но если у здоровых родителей ребенок теряет слух или рождается глухим, - продолжает Наталья Владимировна, – это, конечно, трагедия, справиться с которой удается далеко не всем. Некоторые стесняются своих детей, кого-то преследует чувство вины… Родители начинают «откупаться» от ребенка подарками, ни в чем ему не отказывают. Но это большая ошибка. Детей надо воспитывать. Именно воспитанием мы здесь и занимаемся. Скорее так - мы помогаем глухим и слабослышащим детям социализироваться и адаптироваться в мире слышащих. В этом наше предназначение.

То, что в этой школе работают только те, кто действительно любит свое дело, сомнений не вызывает. Все педагоги, с которыми мне удалось пообщаться, рассказывают об учениках с неподдельной теплотой, с удовольствием хвастаются достижениями и делятся планами на будущее.

- Здесь задерживаются только по-настоящему преданные своему делу люди, - рассказывает директор школы Анна Черкасова, - Когда приходят новые педагоги, я им сразу говорю – работать у нас не так просто, как кажется на первый взгляд. Эти дети очень чувствительны и обидчивы, им нужно уделять много внимания. Для многих наших воспитанников школа-интернат – это весь мир: здесь они проводят большую часть времени, учатся, общаются, развиваются. И хочется надеяться, что этот мир наполнен положительными эмоциями. Во всяком случае, мы стараемся делать для этого все.

...

  • 0

Популярное

Последние новости