Блог редактора. 600 км по Турции, не увидев ни одного ДТП

Блог редактора. 600 км по Турции, не увидев ни одного ДТПМарлен Измайлов

Оказывается это возможно

Да, был в отпуске. В Турции. Обычная программа отдыха во «всероссийской здравнице», но так как страну эту люблю и знаю не только с туристической стороны, стараюсь прокатиться с семьей по местам, далеким от туристических троп. Турция сильно недооценена, как объект интересного туризма и если знать места, можно получить прекрасные впечатления, выходящие далеко за пределы пляжей и all-inclusive.

Но сейчас не об этом. В последней поездке, даже скорее после нее, я стал анализировать свои впечатления от дорог и вождения. Есть распространенный стереотип, автоматически накладыващийся на восточные страны - на дороге бардак и неразбериха, все сигналят, а ПДД являются необязательной условностью.

И вот, при таких стереотипах, размышляя над поездкой, внезапно понял, что проехав 600 километров по городам, селам, горным серпантинам и скоростным шоссе, я не увидел ни одной аварии. Вообще ни одной.

Вот сегодня, выехал в город по делам, и увидел мало три или четыре ДТП, пусть мелких, глупых, но плотненько заблокировавших поток транспорта на центральных улицах Рязани.

Проезжая привычную и почти домашнюю тысячу км от Рязани до Кирова, я вижу обычно не менее десятка ДТП. А на трассе они в основном выглядят жутко и оставляют пыльный осадочек на душе. А тут 600 километров и ни одной…

И когда я подумал хорошенько, многое встало на свои места. Все закономерно. Учитывая привычки и характер турецких водителей, на дорогах действительно должно быть гораздо меньше ДТП, чем у нас в Рязани (в России?). Впрочем, это никакоен не исследование и не аналитика - просто впечатления туриста.

При все своем темпераменте, резкости и любви к звуковым сигналам, турки очень ответственные водители. Когда они выезжают на дорогу, у них вероятно, очень простая мотивация. Они едут, потому что им нужно где-то оказаться, и желательно живыми и здоровыми. Они не пытаются никого проучить. Они никому не демонстрируют мастерство вождения и ничего не доказывают. Они не пытаются наказать других водителей за ошибку. При этом водители малой азии любят скорость, и не чужды стремлению прохватить по прямой, свободной трассе. Но в населенных пунктах они едут 50 (такое ограничение).

Вот несколько ситуаций, в которых вы сумеете уловить отличия,  я их осознал не сразу:

Прямая трасса - Манавгат-Анталья, поздняя ночь, очень загруженная дорога. Правый ряд заполнен тихоходными повозками - маленькими грузовичками. Еду в левом ряду, скорость около 110. В зеркале заднего вида появляется ксеноновое сияние. Точки фар бысто растут в зеркале и я понимаю, на меня едет что-то дорогое и быстрое. Я на маленьком, вяленьком роботе Пежо 308, и превышать скорость в чужой стране не планирую. А перестроиться вправо невозможно - сплошная цепочка грузовичков. Так и еду. Яркий ксенон тащится за мной. Не сигналит, не мигает фарами, просто едет сзади на ближнем свете. Так и ехал километров 10, пока не появилась возможность обогнать.  БМВ 740 неспеша меня опередил и скрылся. И это не единичный пример. Даже очень горячие автомобили не пытаются давить авторитетом. Узкие улочки городка Серик. Адская толчея из автомобилей, скутеров и людей, скачущих через дорогу во всех направлениях. Дорогу знаю не очень, а потому еду медленно и верчу головой. Позади фыркает городской автобус. Не торопит, ждет когда я уже там определюсь. Не сигналит! А когда паркуюсь, водитель стоящий на обочине видя, что мне не хватает места, запрыгивает в свою машину и освобождает пару ценных метров.Пробка на выезде из Антальи. Плотно стоим в три ряда. На трассе «чивермек» - так называют тотальную проверку полиции. Конусами отгорожена узкая горловина, в которую медленно вползают все три ряда. Все просто едут. НИКТО, не перестраивается из ряда в ряд, пытаясь выиграть 6 секунд. Благодаря спокойствию пробка не стоит и не сминается в гармошку, а медленно идет. Через 10 минут мы выскакиваем на нормальную дорогу.На оживленной развязке вдруг понял, что стою не в том ряду. И повернуть в нужном направлении не смогу. Делать нечего, начинаю некрасиво ползти в левый ряд из крайнего правого. Середина при этом уже быстренько так летит прямо, на зеленый свет и мне надо пересечь это «течение». Иначе объезжать придется километров 10. Водители сердито сигналят, делают удивленные жесты, качают головой, смотрят неодобрительно. Но останавливаются, и дают проехать идиоту с явными нарушениями. Знаете, никто поравнявшись со мной, не опускал стекло, и не кричал ничего, ну вы понимаете… Хотя они конечно ржали как кони над незадачливым водителем.На тяжелом горном серпантине по пути из Финике в Сарайкёй очень не повезет, если перед вами окажется грузовик. Подъем адский, и тащиться в дыму и копоти удовольствие сомнительное. Но на турецких серпантинах можно обгонять. Даже на очень крутых поворотах. Все, кто едет вниз, независимо от того, какова ширина полосы и сколько рядов, вытягиваются в линию по правой стороне, и освобождая максимум пространства. Чтобы те, кто идут на подъем могли без опаски обгонять грузовики, даже через сплошную. Восток есть восток. А грузовики мигают встречным фарами, предупреждая, что кто-то сзади идет в гору на обгон. В итоге получается, что ехать по этим перевалам вполне комфортно. Экстрима и неприятных ощущений нет. Если тебе нужно обогнать, ты всегда это можешь сделать без риска для жизни. А когда катишь с горы нужно выполнять только одно условие - видишь встречных, едешь только в правом ряду.Не знаю, почему у них так. Возможно потому, что автомобили менее доступны населению, чем у нас, возможно потому что бензин стоит 4.5 лиры за литр ($1,5). Страховка тоже очень дорогая, и каждый страховой случай делает ее еще дороже. Каждая поездка выходит недешево, и попадать в неприятности тем более не хочется. И ведь турки далеки от европейской идилии и строгого порядка, но здесь им хватает осмотрительности и культуры.

Тут, дома, у меня нередко возникает ощущение, что люди не боятся попадать в ДТП. Что авария, это обыденность. Да что там, уже авария с погибшими перестала быть шокирующим событием, а стала как-бы информационным фоном. Такие ДТП происходят через день… А надо бояться. Потому что рано или поздно, привычка к небольшим инцидентам приведет к большой трагедии. Потому что в этом случае, водители совершенно не обоснованно надеются на свою избранность. А ее нет. Они просто люди, которые из-за минутного порыва рискуют жизнями людей.


И одна существенная ложка дегтя в турецкую автоидилию - они там не пропускают пешеходов. От слова совсем. Я по привычке пытался пропускать, но пешеходы смотрят с недоверием и стоят на месте. Тихо ждут, когда дорога освободится. Жаль их. И кстати, дороги у них тоже не сахар. Чуть в сторону и дыра на дыре.P.S. Посмотрел статистику ДТП и смертельных случаев в Турции. Она не радужная, но конечно, не сравнимая по числу погибших с нашей страной. Причем число смертельных ДТП снижается в последние 3 года.

...

  • 0

Популярное

Последние новости